Летописи и творчество

Летопись Слона - Хибины август 2010

(0) 06 авг 2010 - пт

--------------------

 

Подъезжаем к Апатитам. На поезде. Из Питера.

 

Было весело: пели различного рода песни. Пассажиры относились к этому строго по-разному. Одна даже с нами посидела. Всего одна.

 

 

Сейчас — сборы, переукомплектация рюкзаков и т.п.

 

Наказал Наташу ремнём.

 

--------------------

21:50

736 ммрт. ст.

14,9 °C

 

В 16:40 — ВНЕЗАПНО Апатиты. На остановке к нам подошел представитель диаспоры, и мы договорились про такси, а потом не договорились и поехали на автобусе №13 до ул. Бредова, где сели на №(128 = 2×2×2×2×2×2×2), без вычурности довёзший нас до Кировска.

 

Ещё в Апатитах мы нарвались на дружную группу туристов. Возникло ощущение неуединённости. После санатория мы их потеряли, но оно (ощущение) не пропадало из-за обилия скамеечек и живых людей, тусующих по берегам озера. Да, мы дошли до озера.

 

Аркадий был альтернативен.

 

Новости культуры. Наташа всю дорогу охотилась на чернику. Когда мы пришли на место, девочки сказали, что пойдут за сушиной, потому что они хотят купаться и им нужен костёр. Все ждали перформанса с нетерпением, ибо Костя, зайдя в воду по бёдра, осилил только слегка намочить трусы с надписью "СССР". Девушки вернулись без сушины и с синими губами. И зубами (bluetooth?). Поскольку костерок всё-таки был доблестно вымучен из подножного корма, Наташа, Алеся и Арина таки применили купальники, которые им очень идут, и вообще они красивые и умные. Купаться в ледяной воде — это умно.

 

Дежурные — Вадик и Арина — были прекрасны, их креатив был вкусен и полезен.

 

Алла сказала, что запрещает всем заниматься сексом, но это долго объяснять.

 

Неподалёку от нас стояла крайним ночлегом туристическая семья из Рязани. Они подивились нашему маршруту (и мне стало сыкотно!) и заценили берендеевский флаг.

 

В общем-то, на этом сегодня закончу, ибо всего всё равно не запишешь, о увы.

 

 

(1) 07 авг 2010 - сб

--------------------

 

07:25

738 ммрт. ст.

13,1 °C

разъяснивается

 

20:10

718 ммрт. ст.

16,4 °C

высота520 м

 

Пиздец.

 

Начиналось всё невинно. Мы проснулись, позавтракали едой и ушли. Но не все: к сожалению, нас покинул Вадик по семейным обстоятельствам.

 

Короче, пошли. Шли и шли, встречая разных других туристов. И когда я уже подумал, что устал, но всё равно молодец, потому что не отстаю, начались ягодки.

 

Для начала это был спуск. Первый мой всамделишный спуск. Борьба воли и воображения. Воля победила ценой нервных клеток — и это далеко не последнее их сражение за сегодня, да и сегодня не крайний день похода. После спуска мы слегка отдохнули у речки Поачвумйок (Поачйок?), после чего и пошли вдоль неё, родимой, в сторону перевала Рамзая. Вот тут я и понял окончательно, что буду! буду отставать!

 

Когда я выходил из этого, с позволения сказать, оврага, то увидел, как давно ожидающие меня берендеи подают знаки. Но это было не сразу: сначала я увидел велосипеды велосипедистов, стоявшие, как памятники ничтожности моей физподготовки.

 

Раньше я ничего не знал о перевалах. Не особо тонок в них и сейчас. Это был мой первый перевал. В общем, перевалился. Замнём.

 

После перевала я опять отстал, потому что спуск. В долину реки Малая Белая. Догнал на обеденном привале. По дороге идти легко и приятно! Правда, я всю дорогу сомневался в дороге: дороги в горах называются "дороги", но на дороги они не похожи. Вот, думал я, будет номер, если я я сейчас иду не по дороге, как велено, а где-то не там. Обошлось. Догнал. Отдохнули, потравили анекдоты и пошли дальше по дороге — красота! Постепенно начался так называемый лес.

 

Там мы вышли к ручью Ферсмана, который надо было перейти. И перешли. Никто не упал, хотя я собирался. Хватило, блин, ума разуться и попытаться перейти по каменистому дну горной речки голыми копытами. Помнят камни, помнят люди, как я треккинги метал, как упал ботинок в воду, как достали мне его. Не купайтесь босиком!

 

После этого пошли вверх по ручью. Постепенно лесная тропа выродилась в брутальное каменистое не пойми что, где меня окончательно зажевало (не заболеть бы).

 

Лагерь разбили на другом берегу. Вроде бы, отсюда видно завтрашний перевал. Но я уже ничего не соображаю. Спать...

 

 

(2) 08 авг 2010 - вс

--------------------

 

07:50

716 ммрт. ст.

14,8 °C

 

21:40

719 ммрт. ст.

18,0 °C

 

Начну из вчера.

 

Существуют Марго и Саша. Наши добрые друзья, соратники и любовники. Они придумали (новизна not detected) отличный способ рассказать о своих чувствах: продемонстрировать друг другу, насколько им насрать на всех остальных. Для тех, кто не в теме: пришли в ночи, начали принуждать спящих туристов к радости по поводу своего прихода к ним, замутили некрасивую историю со сковородкой. Считают себя правыми.

 

Лады.

 

Это ночное происшествие, образно говоря, добавило ягодиц к жопе. В общем-то, хреново выспались все. Что касается отдельных лиц, попавших в горы первый раз (прямо скажем, это я), то этим лицам (мне) второй день похода запомнился по-особенному ярко.

 

Перевал Вост. Арсеньева. Интересно, как это название правильно звучит? Перевал Восточный Арсеньева (в смысле, перевал Арсеньева восточный)? Или Арсеньевых было два брата, восточный и западный, и этот перевал назвали в честь одного из них "перевал Восточного Арсеньева"?

 

Мимо перевала мы промазали метров на 100 влево.

 

Наверху меня ждал Костя. Приятно, когда кого-то видишь. Человека можно использовать для масштаба — ведь примерный размер человека известен.

 

Спуск к ручью Меридиональный. Интересно отслеживать постепенное появление реки, спускаясь по склону: сначала ничего, потом какой-то шум из-под камней, потом это уже видимый ручеёк — и неожиданно понимаешь, что это и есть та река далеко внизу, к которой спускаешься.

 

После обеда шли с Костей вдвоём — прекрасно! Вдоль Меридионального, потом направо (встретили на повороте Алесю, которая вернулась написать нам записочку). Леса-фигаса — бивак на р. Часпайок. Под вечер хлынул дождик.

 

 

(3) 09 авг 2010 - пн

--------------------

 

утро

716 ммрт. ст.

13,5 °C

 

вечер

на метеорологию забит болт

 

С утра была команда встать пораньше. Но ещё ночью была гроза (которую мы с Аркадием и Наташей встретили под гитару), и с утра погода как бы подтвердила замысел перекрыть нам халяву и устроить таки водный туризм.

 

В итоге вышли в девять.

 

Издали перевал Южный Чорргор казался добрым. Оказалось, что казалось. Каменистая херня с таким спуском, что на обеде меня ждали час.

 

Но я таки пришел. Не совсем сам, правда, но всё-таки.

 

Девочек пробило на ха-ха, но я был нулёв. К тому же, опять ливанул дождина (за мои сто метров до тента с обедом).

 

Пошли в КСС. Тропками, дорогами.

 

Перед КСС я умудрился потерять впереди идущего Костю (сложная смесь лени, невезения и выпавшего из оправы очков стекла). Однако, мы таки воссоединились. Я, стекло и берендеи.

 

В КСС нас ждали Лена с Антоном.

 

В надлежащее время мы щеманули по дороге (это в седьмом-то часу вечера!).

 

Всё меркнет перед тем, что началось после того, как мы свернули с дороги в лес. Регулярные переходы вброд, дикий ветер с озера Гольцового, дождина, мокрое ВСЁ!!! Переодевание в сухое, макароны с жареной колбасой (дежурили Родик и Алеся)...

 

Носить в подвале рюкзака палатку и спальник — плохая и мокрая идея. В остальном рюкзаке всё осталось сухим благодаря цилиндрически расположенной пенке. Пенка — это хорошая идея.

 

Стараюсь не думать о том, что завтра придётся снимать сухое и одевать обратно мокрое.

 

(4) 10 авг 2010 - вт

--------------------

 

08:30

738 ммрт. ст.

10,8 °C

 

00:00

744 ммрт. ст.

12,5 °C

 

Как обычно, день уникальный.

 

Проснулись мы, значит, у этого адского озера — и давай мокрую одежду одевать. Этакую леденяще мокрую. Что порадовало — щеманули ОТ озера, чтоб ему процветать.

 

Лесная тропа, потом просто лес, потом ВНЕЗАПНО дорога. Где-то к десяти мы на этой дороге привалились, и Родион порадовал общественность информацией о том, что мы находимся на месте нашей прошедшей ночёвки, если жить по плану. Общественность отнеслась к завуалированному упрёку индифферентно.

 

Незаметно для всех мы попали на длинный, нудный, пологий и в меру каменистый подъем в сторону перевала Северный Лявочорр. Нюанс: стало холодно. Дубак. Такой, что мне не хотелось ни отдыхать, ни доставать метеостанцию (хотя, без первого, увы, обойтись не удалось). Этот нехороший пронизывающий ветер, интригующе перекликающийся с мокрой насквозь (из вчера) одеждой, натурально ассоциируется с Четвёртым Днём. Мокрый холод с утра и до ужина — девиз Четвёртого дня. Но — обо всём по порядку.

 

В общем, взяли перевал. Его называют Счастливый почему-то. Нормальный перевал, перевальный, умеренно невозможный, слегка смертельный — в общем, не самый плохой из всех четырёх перевалов. Какой хороший день, и как хорошо, что у нас не бывает в день двух перевалов — думал я, замерзая на оном. Глупец!..

 

Что было дальше, спросите вы? Дело в том, о пытливый читатель, что перевал — это, грубо говоря, низшая точка между двумя соседними вершинами горного хребта. И если у нас сегодня по плану один перевал, то это, оказывается, совсем не означает, что мы не щеманём через какой-нибудь горный хребет в произвольной точке. Придраться не к чему: там действительно нет перевала. Мы перевалились, как помесь скалолаза с бурдюком кумыса, по непонятным камням, под углом 40° к направлению силы тяжести, в непроницаемом облаке (прекрасный вид!), цепляясь за жизнь зубами и бровями. Аркадий сформулировал в том смысле, что имел он гнедым конём эту стенку — да и щеманул своими тропами, на заметное время пропав из онлайна.

 

Загадка: мы пошли через перевал Северный Лявочорр, чтобы потом победить непобедимое ради попадания в долину Кальйок, в каковую долину вёл буквально соседний перевал Центральный Лявочорр. Костя ситуацию описал термином "влажная суходрочка". Подобный выбор имел какие-то причины, но я их забыл, если вообще знал.

 

В общем, перевалили мы через этот неперевал. Полюбовались прекрасным видом в ничто (облачность заботливо скрыла от нас слишком эффектные пейзажи; мы тупо были в облаке, большом и стабильном, как Китай).

 

Спускались мы по т.н. дороге. Будет время, порассуждаю о хибинских "дорогах". Щас скажу, что индустриальность пейзажа очень близко по впечатлению подошла к "Пикнику на обочине", правда, с неким каменно-лунным колоритом.

 

Ну что там — спустились, прошли вдоль речки Кальйок (сюрприз от Антона:0,6 лвискаря!) — и к балку.

 

Пыщь! Балок!

 

Балок есть сооружение, предназначенное для того, чтобы туристы, не осилившие ходить мокрыми по горам несколько дней подряд, могли посушиться. Ну, или для охотников.

 

Мы жили мечтой о балке. И он оказался! К слову: завтра радиалка, в которую не идут: Костя (колено), Юра (ноги; да и вообще), Саша (просто) и я (медленный ленивый толстяк). Скорее всего, буду ночевать в балке, пыщь! пыщь! атата.

 

Скоро будет сухость!

 

(5) 11 авг 2010 - ср

--------------------

 

10:30

746 ммрт. ст.

13,9 °C

 

Ушли в радиалку, родимые. Половина ушла: Родион, Аркаша, Лена, Наташа, Алла, Алеся. Соответственно, Костя, Юра, Саша, Антон, Арина и я — остались.

 

Употребив на завтрак манной каши (кулинарное чудо в походных условиях от Аллы), мы начали заниматься разным: сильные и смелые — собирать рюкзаки, умные — смотреть на них (Костя ещё попиливал).

 

Наконец, где-то в пол-одиннадцатого они вышли. Мы в развалочку пошли их провожать до брода. И проводили! Умбозеро прекрасно, крупнопесчано и бескомарно.

 

Сейчас полвторого дня. Вернулся Юра, который сразу с озера пошёл за грибами. Мы принесли сушинок, затопили, собираемся обедать. Продолжаю наблюдения.

 

* * *

 

Ложиться в сухой спальник — совсем не то же самое, что ложиться в мокрый спальник (заметки туриста).

 

В общем, пообедали. Грибы с салом — это вкусно!! И супец был что надо. Костику респект.

 

У меня куда-то делась ложка. Выстрогал из щепки ложкозаменитель — канает.

 

После столь прекрасного обеда грянул тихий час. По-моему, до палатки успел добежать только Костя. Лично я вообще спал у костра без спальника, накрывшись курткой (а потом и одевшись в неё).

 

Снились ЗИЛы с девятиэтажный дом и возвращение в Новгород. Вроде, ещё что-то. Сухость прекрасна. Кстати, тут ловит.

 

Спокойной ночи, назойливый читатель. Спокойной ночи, коллеги. Встретимся во втором дне отдыха.

 

(6) 12 авг 2010 - чт

--------------------

 

10:20

752 ммрт. ст.

11,1 °C

 

22:50

755 ммрт. ст.

12,0 °C

 

Проснулись не рано (во всяком случае, я; Арина и Юра встали где-то в двадцать минут десятого). Завтрак состоял из чернично-яблочного компота (!) и чайных ништяков а-ля конфетки-фигетки. Правильный завтрак! Кашу решено было оставить на ужин.

 

После завтрака пошли на озеро. Слегка простирнулись, кое-кто искупнулся. Кое-кто — это мы с Антоном, а Костик ходил на брод и то ли окунулся, то ли не окунулся.

 

Поход на озеро у нас называется "питаться красотой".

 

После красоты пошли питаться едой. Суп из пакетов (5 × харчо и 2 × борщ, моя едка), грибов, чеснока, колбаски, лимона, чего-то ещё - красота! Костя кудесен.

 

Сейчас - традиционный тихий час. Тссссс.

 

Да, кстати: ночью был кратковременный (ой ли?) дождь, а сейчас — солнце-пресолнце. На озере было Майами.

 

* * *

 

Что тут скажешь...

 

Похолодание, опасмурение, угрюмый прогноз погоды, наших нетути.

 

Около десяти поспорили, когда вернутся наши.

 

Костя: 23:00

Арина, Антон: 00:00

Юра: 01:00

Саша: 06:00 (странная гипотеза)

Ich: 09:00

 

Как видите, я был настроен пессимистичнее всех, и, походу, реалистичнее (щас ~01:00, никого нету). Ветрюган, темно (темнеет уже заметненько), озеро взбешено...

 

Победитель спора получает по ништяку на сумму 100 р. от остальных. Учитывая погоду и всё-всё-всё, будем уламывать Родика не давить ежей голой жопой. Стрёмно опоздать на поезд, да и вообще.

 

В общем - буря мглою небо кроет, балок спаспает, у озера — ларерь каких-то днепропетровцев (проходнрой двор!!!), а я ухожу в сон.

 

(7) 13 авг 2010 - пт

--------------------

 

09:00

753 ммрт. ст.

14,7 °C

 

22:00

734 ммрт. ст.

16,0 °C

 

Группа смелых вернулась бодрая и весёлая, полная решимости идти через Щель.

 

Было некоторое недоразумение: Родик сказал, что они вернутся к обеду седьмого дня (то бишь, сегодня), а Костя понял так, что шестого. Вот так я и выиграл спор!

 

Вышли от балка где-то в четыре. Взяли перевал Намуайв. Пока — самый лёгкий. Пока — потому что завтра после Щели ещё какой-то будет, говорят — вообще незаметный. Посмотрим. Главное — Щель послезавтра. Заколебался уже скакать по камням, смотреть вниз, пытаться увидеть "какую-красоту" в безразличных высоких горах. Пора признаться: человеку моего веса и комплекции в горах делать нечего.

 

Завтра будем щемить. Чтобы подойти к Щели как можно ближе. Gute Nacht.

 

--------------------

 

Ахиреть. Ну и денёк.

 

В общем, проснулись мы в том прекрасном месте, в котором заснули. Поели и пошли. Вроде бы, ничего необычного. Но! Мы пошли слегка не туда, в результате чего пролетели мимо Щели, как фанеры над Парижем, о ура. Просто в определённый момент утренней ходьбы выяснилось, что поворот с дороги был ошибочным манёвром. В маршрутные подробности вдаваться не стану, скажу только ,что я всю дорогу не понимал, куда же мы всё-таки щеманём: через пер. Куропачий на пер. Щель или бесперевально на оз. Академическое. На обеде таки выяснил: озеро.

 

Радость моя была слегка преждевременной: это озеро, видите ли, горное. Поэтому оно блять высоко.

 

Пикантности моим героическим ползкам на зубах и бровях в сторону водоёма добавляла на глазах ухудшающаяся погода, что как бы подразумевает установку палатки в авральном режиме.

 

Хуле, дополз, установили. Я, правда, в основном хлопал глазами (остальные мышцы были целиком сосредоточены на удержании скелета в вертикальном положении). При установке палатки выбрал себе роль, идеально соответствующую организму: это роль якоря. Я держал рукой наше гнёздышко повышенной парусности, чтобы остальным казалось, что установить это будет возможно. Впрочем, оказалось, что не казалось.

 

Ветрюга дикий, шквалистый, палатку сносило, аки парус. Сейчас она обложена камнями, а озеро — невнятный шлепок воды на фоне чёрно-белого полуцирка — даже начало поигрывать волнами аки цунаминосец, вот какой сильный ветер.

 

Как подует он особенно сильно, как унесёт нас всех, как девочку Элли, и проснёмся мы в Кировске... Вот смеху-то будет.

 

Родик в меру художественных способностей обрисовал завтрашнюю жопу. Она примерно такова: сначала подъём, потом спуск по камням (nuff said), и потом типа какой-то райский сплошной спуск чуть ли не по дороге. Ну-ну.

 

Ладно. Щас буду пробовать заснуть в уютной палатке, как кремлёвский сторож под главным стягом страны. Домой завтра. Домой! Костьми лягу, а успею. Любую речку вброд перейду вдоль. Всё, до завтра, дорогой дневник.

 

(9) 15 авг 2010 - вс

--------------------

 

Восстанавливаю по памяти.

 

Сказал бы, что проснулись около семи (если верить Родику — около пяти), если бы можно было сказать, что кто-то спал.

 

Точнее, как: каждый с утра был в таком состоянии, что утверждал, что уж ОН-то ваще не спал из-за ветра, а вот окружающие, напротив, храпели, как счастливые поросёнки. А истина такова: каждый время от времени проваливался в забытьё, не приносящее отдыха. Лично меня иногда пролечивала по голове дуга палатки, например. Алла, говорит, проснулась в луже монооксида водорода, а ночь провела с мокрым полотенцем на лице.

 

Короче, проснулись все на ожидании финала. За ночь, после дождя, ветер стал менее порывист: максимумы поменьше, минимумы побольше.

 

В процессе сборов я осознал, что на предыдущей ночёвке оставил метеостанцию. Ну и ладно.

 

Подъём дался. Встречно-боковой ветер гнул легкоатлетов, как былинки, а я пёр с извращённым удовольствием бурлака. Ветер сообщал мне даже некоторую подъёмную силу, как крылу, оставалось только продавливать его вперёд. Силовое счастье оказалось небесконечным: на верхотуре поджидала горизонталь, неизбежно сулящая спуск.

 

Спуск!

 

Метнувшийся Аркадий заявил, что спуск есть. Оказалось, там ставшая традиционной жуть под пятьдесят градусов к воображаемой горизонтали, плюс дикая ветруха в самую морду. Конечно, я отстал в мясо. Конечно, ветруха и облако канули, как только я спустился.

 

Отстать от всех, пойти по верху, чтобы не терять высоту, которую нужно было терять, чтобы перейти очередной жидкий топоним, — было стильно.

 

Обед был тёплым — и крайним.

 

Перевал дался нам как перевал. Привык я, что ли? Дальше - спуск, но маячащие откровенно антропогенные построения радовали: хотелось бетона, и верилось в его неотвратимость, хотя и с трудом.

 

Что дальше? 25-й километр, автобус (автобус!), Кировск, сауна, Апатиты, поезд; песни, отдых; родной вокзал в ночи 16-17 августа 2010 года, наши люди на вокзале, исполнение гимна похода "Arina"...

 

За сим откланиваюсь. Летопись августовского похода 2010 года в Хибины логично окончена.

Нет комментариев

Добавить комментарий